Как разобраться в современном искусстве

LusyaYangirova

Люся Янгирова, 34 года, искусствовед в Школе современного искусства «Свободные мастерские» (mmoma.ru), Москва 

facebook.com/lyangirova

В 2005 году я закончила МГУ по специальности «искусствоведение». Прежде чем окончательно прийти в специальность, без малого 9 лет трудилась в новостных программах на телевидении. Последние три года работаю «по профилю». Выставки самого разного искусства посещаю часто, при этом стараясь не делить его на «старое» и «новое».

Часто в разговорах о музеях, выставках и прочем культурном досуге слышу: мне не нравится современное искусство, потому что я его не понимаю. Все мы в основном воспитаны на традиционном искусстве, классическом, а потому при виде непривычного, не укладывающегося в рамки нашего понимания, мы теряемся, испытывая очевидный дискомфорт и неприятие.

В этом тексте я хотела бы дать несколько простых советов, как воспринимать современное искусство, заинтересоваться им, перестать бояться, а, быть может, и полюбить!

Разумеется, мои советы не стоит воспринимать с научной точки зрения, да и специалистом они вас вряд ли сделают. Тем более в Москве сейчас существует огромное количество разнообразных образовательных программ, связанных только с современным искусством: циклы лекций в музеях, различные формы дополнительного образования и прочее. Кроме того, о современном искусстве переведены и изданы много отличных книг!

 

1. Прежде всего, хотела бы сказать, что лучшим советчиком, помощником и проводником в мир актуального искусства станет ваш личный опыт общения с произведениями искусства классического. То есть чем больше вы видели, тем, в общем, вам будет легче и комфортнее его воспринимать. Современное искусство на 90% «эксплуатирует» образы прошлого, различные штампы, клише и так называемые «общие места», привлекая  литературу, историю, политику.  Так что глядя на инсталляцию/объект/картину, вы сможете угадать, или же домыслить, где, возможно, раньше «встречали», видели это, соотнести одну работу с другой. Процесс узнавания или угадывания в современном искусстве – вещь крайне увлекательная, на мой взгляд.

2. Помните, не существует единственно верного правила, алгоритма, по которому нужно и можно оценивать современное искусство, оно зачастую (конечно, есть исключения, то есть совсем прямолинейные цитаты и образы, которые не дают возможности «сбиться с пути») оставляет смысл за скобками. Там же за скобками – то есть перед произведением – стоите и вы. И только от вас зависит правильность «прочтения».

3. Следующий совет, возможно, покажется вам банальным, но, поверьте, он не лишний! Иногда «ответ» скрыт в названии работы; нередко следует прочитать текст подписи целиком, особенно если он описывает процесс создания произведения – в чем, собственно, и может состоять его смысл.

4. Современное искусство это не только образ – то, что вы видите; часто это идея, воплощенная художником, его взгляд и отношение к какому-либо явлению. Совершенно необязательно вам, зрителю, разделять мнение автора (впрочем, это касается и традиционного искусства).

5. Наконец, последнее: всегда помните, что современное искусство – во многом есть ирония, в том числе и над вами, зрителем, игра, в которую вас приглашает автор, процесс, в который вас хотят вовлечь, сделав соучастником. Современное искусство – серьезно, заумно и развлекательно ровно настолько, насколько вы этого хотите и позволяете. Разумеется, я не имею в виду остросоциальные проекты, в которых ваше внимание настойчиво привлекается к какой-то актуальной проблеме.

Современное искусство это вовсе не страшно, а точнее – страшно интересно!  В этом я совершенно уверена!

 

, ,