Принципы и книги дизайнера

EvganiyXquter

Евгений Xquter Design, 24 года, дизайнер Web / Graphic / UI, Калининград / Нячанг (Вьетнам)
facebook.com/mrXquter

По мнению многих, дизайнер – это человек, работа которого сводится к созданию картинок, вещей, сайтов, буклетов… Да, это дизайн, но только верхушка айсберга. Вообще всё, что нас окружает, – продукты работы дизайнера и, в большинстве своем, они созданы не для красоты, а для функциональности, пользы и удобства. Так вот настоящий профессионал в области дизайна не просто создает красивое, а анализирует задачу и идею, исследует и стремится своим дизайном создать что-то, решающее бытовую или любую другую проблему. Поэтому если вы хотите стать дизайнером (любым: графическим, предметным, интерьерным, ландшафтным, интерфейсов…), то помните главное правило: не создавайте что-то только с точки зрения красоты, не забывайте о пользе. Всегда задавайте себе вопрос: как этот дизайн может помочь людям? В этом и есть смысл и главное назначение дизайна.

Решив стать дизайнером, вам надо определиться со сферой, в которой вы планируете работать, творить и помогать. Возьмем графический дизайн, который включает и веб-дизайн, и создание интерфейсов, и приложений, и программ, и полиграфический дизайн (даже оформление бутылки для воды придумано полиграфическим дизайнером!), и айдентика (вид дизайна, который подразумевает создание логотипов, фирменных цветов и т д). Каждая из этих областей востребована и перспективна. Но все-таки имеет смысл определиться с одним направлением: вы же тоже скорее бы обратились к опытному профессионалу узкой сферы, нежели к тому, кто занимается всем по чуть-чуть.

Как и в любой другой сфере, главное развиваться. Тут есть несколько путей.
— Пойти учиться и получить высшее образование в области графического дизайна. Это даст вам действительно много знаний, но только в теории. Дело в том, что для работы дизайнером вы можете иметь любое образование (будь то юрист или журналист!), потому что в дизайне главное доказательство вашего мастерства – не резюме (как во многих других профессиях), а портфолио. Принимая вас на работу или подписывая на фриланс, заказчик спросит именно ваше портфолио.
— Второй вариант: отправиться на работу в студию дизайна. Тут вы сможете научиться многим прикладным и интересным вещам, особенно если вы пока точно не определились с направлением работы. Опыта в студии можно набрать очень много! Но есть и минус: замедленное развитие вас как профи. Просто времени заниматься собственным проектами практически не будет, а это значит, что вряд ли вы в обозримом будущем станете реализованным и независимым.
Можно сразу пойти работать фрилансером. Принято думать, что это идеальный вариант: работаешь из любой точки мира, сам составляешь себе график дня, заказов, отпусков… Но подводных камней тут немало! Как показывает практика, очень немногие люди в состоянии адекватно планировать свое рабочее время. Многие, напротив, начинают хвататься за множество заказов, создавая в своей работе хаос. Да и просто свободный график работы подходит не всем: попробуйте трезво оценить, сможете ли противостоять соблазну отдохнуть в середине дня или отложить дела на попозже, равномерно распределять силы и адекватно оценивать сроки сдачи работы.

Какой бы путь вы не выбрали, продолжайте развиваться. Для этого читайте книги! Причем не только по дизайну, ведь хороший дизайнер – еще и хороший маркетолог, психолог и программист.

Главная книга по дизайну для русскоязычной аудитории – это «Ководство» Артемия Лебедева. Ее можно найти как в печатном, так и электронном виде. Эта книга – рассуждения опытного дизайнера: что такое дизайн, зачем он нужен, как не совершать банальных ошибок…

Также есть несколько небольших книг (их можно прочитать за один присест): «Кради как художник» и «Покажи свою работу» Остина Клеона. Эти две работы придадут дополнительный смысл творчеству. Первая даст вам больше мотивации к творчеству, а вторая –расскажет о том, почему принципиально важно любой своей работой надо делиться с миром.

А о графическом дизайне стоит почитать (особенно в начале) «Дизайн-мышление в бизнесе» Тима Брауна. В книге много иллюстраций и примеров работ, то есть на максимально наглядно автор показывает, как дизайн решает проблемы, реализовывает задачи и помогает человеку. Тут вы найдете именно основу, принципы графического дизайна. После этого я бы порекомендовал «Язык вещей» Деяна Суджича и «Визуальное мышление» Дэна Роэма. Графическому дизайнеру эти книги очень помогут.

Не стоит забывать и о книгах по психологии и маркетингу: дизайнеру нужно «продавать» свои идеи, уметь общаться с людьми и понимать их. А помимо этого советую читать биографии известных людей, особенно тех, которые вас мотивируют или даже вдохновляют. В области дизайна многим было бы полезно прочитать книгу Уолтера Айзексона о Стиве Джобсе (фильмы ее не заменят). А русскоязычной аудитории не помешает ознакомиться с биографией Павла Дурова, «Код Дурова» Николая Кононова.

Не бойтесь экспериментов: меняйте студии, переезжайте в другие города. Это не так сложно, а эмоций и новых впечатлений дает много, что, конечно, помогает и в работе. Но хочу отметить, что дизайнер не так зависим от музы или вдохновения, как, например, художник или скульптор. Талант в этой сфере совсем не так важен. Если дизайнер что-то не умеет – он идет и учится этому. Здесь можно научиться всему, и так сделали большинство состоявшихся профессионалов этой сферы.

Не работайте бесплатно. Даже если вы начинающий дизайнер и это ваш первый в жизни проект – все равно. Хотя бы за символическую сумму, но не бесплатно. Кроме того, основной способ получения заказов в дизайне – это сарафанное радио. Если вы понравились своему работодателю или заказчику, с большой долей вероятности он порекомендует вас другим. А если вы будете делать работу бесплатно, то уверяю: скоро вам просто сядут на шею, и вырваться из этого будет непросто.

Не беритесь за работу «для галочки». Особенно это часто встречается у начинающих. Иногда я помогаю новичкам, они присылают мне свои наработки. И когда задаю вопрос: «Почему кнопка регистрации на сайте выделена ярко-красным цветом и противоречит общему стилю?», то слышу в ответ: «Так хотел заказчик». Так вот задача дизайнера задать заказчику вопрос «зачем?» и попытаться предложить ему, непрофессионалу в области дизайна, лучшие варианты, объяснить нецелесообразность его пожелания и убедить в том, что его версия не просто неправильная, она может навредить конечному продукту. Если заказчик не согласен, то, на мой взгляд, проще отказаться от этой работы. Потому что в противном случае через два месяца или два года вам станет стыдно за неё и придется скрывать, что автор – вы.

Также не бойтесь общаться с профессионалами в области дизайна. Большинство из них не против поделиться опытом и знаниями, несмотря на свою занятость. Очень многие дизайнеры – хорошие люди.

, , ,